Перегрев конденсатора
В системах кондиционирования на конструктивном уровне обязательно предусматривается защита конденсатора от перегрева. Это и специально установленный вентилятор для создания непрерывного потока охлаждающего воздуха, и форма корпуса конденсатора с многочисленными ребрами, максимально увеличивающими площадь обдува. К сожалению, конструктор забыл предусмотреть такой фактор, как лень человека, обслуживающего кондиционер. Наличие на поверхности конденсаторе пыли и грязи, забивающей пространство между ребрами, самый короткий путь к перегреву. Свою лепту могут внести наружный вентилятор, вращающийся на минимальных оборотах, и высокая, свыше 35оС, температура окружающего воздуха. Все вместе это приводит к повышению энергопотребления.
Совместимость хладагента и холодильного масла
Когда в рабочем контуре системы кондиционирования происходит одновременное, относительно независимое, движение холодильного масла и фреона, теплообмен происходит в штатном режиме. Если, при обнаружении недостаточной смазки, например, в компрессоре, для заполнения системы будет использовано масло с химическим составом, отличающимся от указанного в техдокументации на эксплуатируемый кондиционер, последствия непредсказуемы.
Даже при смешении двух разных масел (добавили то, что оказалось под рукой), рекомендованных для конкретной марки фреона, в зонах максимального разогрева (вблизи компрессора) они (теоретически) могут вступить в химическую реакцию с образованием нерастворимых соединений (наличие мелких хлопьев), может измениться вязкость и, вследствие этого, получится недостаточная смазка, обнаруживаемая через время. Результат (или симптом) – перегрев компрессора.
При попадании «неродного» масла в систему гораздо худшие последствия наступают при его взаимодействии с хладагентом. При штатной заправке масло и фреон выполняют свои функции, не мешая друг другу: каждое из веществ идет (условно) своим путем, масло – по стеночкам трубок, фреон – по центру. Давление в системе в норме. Предположим, заменили один тип (марку) масла на другой. Полностью «слить» остатки масла предыдущей заправки нереально (слишком длинная трасса плюс вязкость), поэтому придется некоторое время наблюдать за состоянием системы кондиционирования. Если значительно увеличивается время выхода на заданный режим (более 10 минут свыше указанного в документации на систему), необходимо производить полную диагностику и, возможно, основательную чистку системы.
Избыточное количество хладагента
Избыточное количество фреона в системе наносит ее работоспособности гораздо больший вред, чем недостаточное. Когда недостаточен объем ресивера, повышенное давление хладагента в замкнутом контуре приводит к тому, что жидкая фракция занимает участки, где должна быть газообразная. Последствия – очень низкая производительность, холод практически не вырабатывается, возможны периодические отключения благодаря срабатыванию датчика давления. Если автоматика не сработает, может «сгореть» компрессор.
Заключение
Причин, вызывающих нарушения работоспособности холодильного контура в системах кондиционирования, достаточно много. Причем, большинство из них – «рукотворные»:
- кто-то что-то не проверил вовремя;
- кто-то произвел дозаправку фреоном «на глаз»;
- кто-то восполнил запас холодильного масла, не поинтересовавшись маркой уже работающего;
- кто-то нарушил инструкции по сборке и заправке.
Чтобы отыскать первопричину, иногда приходится перебрать несколько наиболее вероятных вариантов. Процесс идет быстрее, если хорошо понимать физику процессов, происходящих в системе кондиционирования.