Экономика современного мира устроена таким образом, что всё чаще мы не покупаем права собственности на какой-либо объект, а пользуемся услугой. Например, услугой аренды. Тот же каршеринг завоевал столь широкую популярность не просто так – эта услуга решает множество проблем с владением автомобиля в крупном городе. Теперь же сервисы услуг пошли ещё дальше – сегодня они уже предлагают, например, поставлять освещение как услугу. Что же это такое и в чем преимущества и недостатки такого подхода для нашей страны?

Что собой представляет?

Традиционная аренда предполагает следующую концепцию: арендатор сам заботится об арендуемом имуществе. Если же что-либо предоставляется с пометкой «услуга», то вы должны будете заплатить лишь за те блага, которые утверждены по тарифу. Любые вопросы, затруднения и накладки, касающиеся материальных объектов, решаются провайдером (компанией, которая услугу предоставляет).

Возьмём прокат автомобилей: покупатель оплачивает лишь использование транспортного средства. При этом вы обязаны сами явиться в пункт проката, чтобы получить или вернуть машину, а также оплатить топливо и мойку, которые не входят в тариф. Сравним это с каршерингом, который подразумевает лишь проезд по заданному тарифу. Всё остальное берёт на себя компания, предоставляющая услугу. Также вы можете оставить машину на любой стоянке в пределах зоны действия оператора каршренинга – после этого оператор сам найдёт авто и отвезёт его на базу или же передаст данные местоположения следующему клиенту.

Освещение по подписке

В общем-то, использование освещения «как услуги» имеет много схожего с предыдущим примером. Клиент выбирает провайдера и заказывает у него освещение с определенными параметрами, которые прописываются в договоре (в числе параметров обычном выбирается, например, уровень освещённости, UGR, температура света, коэффициент пульсаций и прочее). Далее оплата со стороны клиента проходит с заданной периодичностью по фиксированному тарифу, который основывается на параметрах освещения и параметрах объекта, для которого это освещение заказывается. В задачи провайдера входит установка осветительных приборов и систем управления ими на объекте клиента. Светильники являются собственностью провайдера, даже после истечения срока действия договора в общих случаях светильники не переходят в собственность клиента.

Естественно, заказывать такую услугу на месяц – занятие не слишком выгодное. Поэтому к такой услуге обычно прибегают те клиенты, которые планируют пользоваться арендованными осветительными системами длительное время. За рубежом такая услуга чаще всего заказывается на 5 лет и дольше. Провайдер, предоставляющий услугу, занимается и обслуживанием, и заменой осветительных приборов, и ремонтом в случае необходимости.

Если же компания, которая занимается предоставлением услуги, каким-то образом не выполняет свои договорные обязанности, то клиент со спокойной совестью может досрочно расторгнуть договор. Равно как и с клиента, который не вносит плату вовремя и каким-либо образом нарушает обговорённые в договоре условия, компания-провайдер может потребовать расторжения договора и возвращения используемого оборудования.

Подобная услуга получила название LaaS, что расшифровывается как Lighting as a Service. Дословный перевод буквально звучит как «освещение как услуга». Идея эта, конечно же, не нова. Даже название было придумано по аналогии с SaaS (Software as a Service – программное обеспечение как услуга). На данный момент одним из крупнейших проектов, наглядно демонстрирующий услугу в действии, является модернизация освещения аэропорта Схипхол, располагающегося в Нидерландах. Реализация проекта стала возможной благодаря компании Philips Lighting, которая позже изменила свое название на Signify.

Зачем нужна услуга LaaS?

Казалось бы, зачем такие сложности? Не проще ли воспользоваться стандартными системами освещения без лишних посредников? Как оказалось, не проще. Внедрение концепции LaaS началось за рубежом ещё в середине 2010-х годов. И причины для внедрения подобного проекта были разными для разных регионов.

Например, в США первое время LaaS позволял в полной мере пользоваться льготами, которые предоставлялись компаниями, переходящими на более современное светодиодное освещение. В стране подобные льготы предоставляются лишь на региональном уровне, так что в каждом отдельном населённом пункте существуют свои правила. Кроме того, в США, в отличие от многих стран Европы и России, законодательство не кодифицирована, а услуги даже самого простого юриста стоят запредельно дорого. Именно тут LaaS пришлась как раз кстати для крупных компаний, которые вынуждены вести бизнес по всей стране, в разных регионах, где действуют различные правила, касающиеся льгот.

Ещё одним несомненным преимуществом системы LaaS является тот факт, что услуга позволяет добиться полной прозрачности отношений между поставщиком услуги (оператором, провайдером) и клиентом.

В странах Европы, входящих в Евросоюз, система LaaS начала внедряться позже. Причиной для обращения внимания на такой тип услуг стало стремление создать экономику замкнутого цикла. После того как светильник завершит свой «жизненный цикл» на различных заводах или в офисах, его владельцы обычно утилизируют его, опираясь на местное законодательство. Однако 100% переработка отслужившего прибора требует его полной разборки и сортировки деталей по соответствующим группам. Делать это в большинстве случаев накладно для компаний. Зато для организаций, которые специализируются на предоставлении услуги освещения, это будет выгодно.

Так что LaaS стараются использовать, например, для организации системы уличного, архитектурного, офисного, заводского освещения. Для жилых секторов такая система пока является не слишком выгодной, да и с точки зрения организации отлаженной работы здесь возникает множество проблем. Но систему стараются совершенствовать, так что кто знает, возможно, через несколько лет и жилые комплексы перейдут на такой тип организации освещения.

Поделиться:

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ