Глобальное внедрение накопителей энергии в централизованных электростанциях, мини-сетях и автономных источниках в жилом секторе резко ускорилось: за период с 2022 по 2024 год установленная мощность выросла более чем в четыре раза — с 9,5 до 41,5 ГВт. Об этом свидетельствуют данные Международного энергетического агентства (МЭА).

Главным фактором такого роста стало снижение стоимости технологий. С 2010 по 2023 год средняя цена накопителей упала с $1400 до менее чем $140 за 1 кВт·ч — в 10 раз.

Тем не менее, электроэнергетика пока остаётся второстепенным направлением для производителей батарей. По итогам 2024 года глобальная ёмкость литий-ионных накопителей достигла 2400 ГВт·ч. При этом:

  • 90% пришлось на наземный транспорт,
  • только 10% — на энергетические объекты и автономные системы в домохозяйствах.

Для сравнения: всё потребление электроэнергии в Люксембурге в 2024 году составило 6330 ГВт·ч. Однако ситуация начинает меняться. В прошлом году в производство накопителей было вложено $150 млрд, из которых 25% — в сектор энергетики, а 75% — в электромобили.

Рост интереса к хранению энергии тесно связан с развитием возобновляемых источников (ВИЭ) и электротранспорта. По данным IRENA, в 2024 году суммарный прирост мощности ветровых и солнечных установок (без концентраторов) составил 461,5 ГВт. Из этого объёма 63% обеспечила КНР (292,8 ГВт).

Хранение энергии — самая динамичная отрасль мировой энергетики

Впервые в истории годовой ввод новых ветровых и солнечных генераторов превзошёл глобальную установленную мощность всех АЭС — 374,3 ГВт (по данным МАГАТЭ). Однако, несмотря на такой скачок, ВИЭ остаются зависимыми от погодных условий. Например, в США средняя загрузка ветроустановок в 2024 году составила 33,5%, а солнечных панелей — 23,3%. Для сравнения: парогазовые установки комбинированного цикла работали с коэффициентом 58,8%.

Именно такие колебания выработки делают необходимым широкое внедрение накопителей энергии — для балансировки энергосистемы в периоды безветренной или пасмурной погоды.

Что касается электротранспорта, то в 2024 году глобальные продажи новых легковых электромобилей (включая подключаемые гибриды) выросли на 35% — до 13,8 млн единиц. Это на 3,6 млн больше, чем годом ранее. Доля всех типов электротранспорта (включая электрофургоны, автобусы и грузовики) выросла с 14% в 2023 году до 18% в 2023-м. По этой причине именно транспорт по-прежнему остаётся основным потребителем батарей.

Наконец, рост интереса к системам накопления открывает новые возможности для развивающихся стран, доминирующих в глобальной цепочке поставок. Китай лидирует по добыче графита, переработке лития, кобальта и графита, а также производству катодов, анодов и ячеек. Индонезия — крупнейший производитель и переработчик никеля, а ДР Конго занимает первое место в мире по добыче кобальта. Россия в этой цепочке пока играет ограниченную роль, в основном поставляя и перерабатывая никель.

Поделиться:

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ