Согласно отчётам за 2021-2023 годы, значительно увеличился показатель ввода электроэнергетических накопителей в обиход. Прирост составил почти 4,5 раза. К такому резкому скачку показателей привело удешевление технологий: средняя стоимость накопителей снизилась в десять раз за последние 13 лет (с 2010 по 2023 год).

Однако стоит отметить, что электроэнергетика всё ещё остаётся «вторичной» отраслью для производителей батарей. Глобальные показатели ёмкости литий-ионных накопителей к концу 2023 года достигли 2400 ГВт ч. Из этих данных почти 90% приходится на наземный транспорт и лишь около 10% приходится на централизованные и изолированные электростанции, а также на автономную генерацию, характерную для частных домохозяйств. Впрочем, эксперты утверждают, что в ближайшие годы глобальные инвестиции помогут сократить разрыв в данных показателях между нашей страной и странами Европы (например, в Люксембурге показатели ёмкости в 2023 году достигли 6330 ГВт ч).

Хранение энергии — динамичная отрасль мировой энергетики

Резкий подъём в сфере хранения энергии связан с ростом популярности СИЭ и электротранспорта. В 2023 году прирост мощности ветровых установок и солнечных батарейных панелей достиг почти 461, 5 ГВт, из которых 292, 8 ГВт приходилось на долю КНР. Таким образом, прирост впервые в побил исторические рекорды, связанные с установленной мощностью АЭС. Инфраструктура развивается быстро, но всё же скорость её развития значительно ограничивается зависимостью ВИЭ от погодных условий. В США, например, в 2023 году средняя загрузка ветроустановок (33,5%) и солнечных панелей (23,3) была значительно ниже, чем у более традиционных парогазовых установок комбинированного цикла (на них приходилось 58,8%). Для того чтобы хоть как-то сбалансировать энергосистему при таком раскладе в часы облачной погоды или в штиль, приходится внедрять накопители.

При этом глобальные показатели продаж новых легковых электромобилей (в том числе и гибридные подключаемые виды) в 2023 году выросли на 35%, достигнув в общей сложности отметки в 13,8 млн. единиц. А доля всех типов электромобилей в глобальной графе продаж всех типов автомобилей возросла с 14% до 18% за год (с 2022 по 2023 годы). Так что именной по этой причине электротранспорт остаётся пока единственной причиной роста спроса на батареи.

Хранение энергии — динамичная отрасль мировой энергетики

Не стоит забывать, что такие тенденции в отрасли хранения энергии открывает новые возможности для развивающихся стран, которые лидируют в сфере производства накопителей и батарей. Например, Китай сегодня остаётся лидером добычи графита, переработке лития и кобальта, производстве катодов и анодов, а Индонезия стоит на первом месте по производству и переработке никеля. Для России остаётся лишь ниша добычи и переработки никеля, но и она может дать многое при грамотном подходе и анализе рынка и тенденции в области электроэнергетики и производства накопителей.

Поделиться:

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ НОВОСТИ